28.12.2009
Вечные ценности искусства слова
(издательство «Белый город» представляет проект серии «Русская классическая библиотека», «Мировая классическая библиотека»)
1. Из истории слова. Литература и фольклор
На протяжении столетий, пожалуй, главным средством формирования человека, его нравственных и духовных ценностей было слово. Не случайно Иоанн начинает свое Евангелие именно с того, что «Эн архе эн о Логос» («В начале было Слово»). Гераклит Эфесский, знаменитый древнегреческий ученый, считал именно Логос той силой, которая управляет космосом, той силой, которая всегда оставалась гармоничной и стабильной.
С любви к слову-Логосу началась филология, с любви к слову началась и литература. Достаточно долгое время в сознании читающего человека не разделялалсь художественная и нехудожественная литература. Для него литературой были и трактаты Аристотеля, как и знаменитые эпические поэмы Гомера. История российской словесности во многом повторила этот путь и подобное отношение к литературе. Для многих современников Н.М. Карамзина его знаменитый многотомный труд «История государства Российского» считался не только лучшим историческим сочинением своего времени, но и прекрасным образцом русской прозы, а значит и фактом художественной литературы.
Также принято считать, что фольклорные тексты, как тексты, не имеющие автора, не могут в полной мере считаться именно литературным явлением, однако всплеск всеобщего интереса к народной культуре и фольклору, последовавший в Европе вслед за выходом в свет в 1812 году первого тома «Детских и семейных сказок», собранных братьями Гримм, связал народные тексты с именами тех, кто их составлял и собирал, тем самым сделав фольклор частью литературы. С этого периода истории мировой словесности сказки стали восприниматься читателями как факт литературы, и именно поэтому А.С. Пушкин обращается к тому же сборнику сказок братьев Гримм для создания своих литературных сказок.
В 1855 году в России выходит в свет знаменитое афанасьевское собрание сказок, которое еще при жизни составителя начало переиздаваться. И сегодня фольклор может считаться классикой литературы, наравне с авторскими текстами.
2. Классическая литература
Что же такое классика? Само слово происходит от латинского «classicus», что значит «образцовый». На протяжении столетий история человечества складывалась вокруг слова-Логоса, за все это время было создано немало текстов, как авторских, так и фольклорных, которые по праву можно считать образцовыми, которые стали не просто частью литературы той страны, где они появились, а частью мировой культуры, ее, пожалуй, одной из самых важных и ценных частей, наравне с живописью, музыкой и т. д.
Выпуская эту серию в печать, издательство «Белый город» поставило для себя цель - выбрать наиболее ценные образцы искусства слова, как русские, так и зарубежные (представленные в великолепных переводах XIX века, которые уже сами по себе можно назвать классическими), и издать их, опираясь на лучший опыт отечественного книгоиздания, когда при демократичной цене предлагается максимально возможное качество содержания и полиграфического исполнения каждой книги.
3. Принципы создания и работы над сериями
История серий началась в 2009 году с работы над изданием сочинений
Н.В. Гоголя, которое было посвящено 200-летней годовщине со дня рождения писателя. Эти произведения вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы и культуры. Чем это издание и другие книги серии отличаются от других, представленных на книжном рынке сегодня? Во-первых, в книгах публикуются тексты, которые прошли тщательную сверку по изданиям, вышедшим в свет до 1917 года.
Для чего мы это делаем? Казалось бы, чего уж проще: взять «сегодняшние» тексты и просто переиздать их. Однако многолетний опыт «Белого города» в издании книг по искусству показывает, что такой путь будет если не ложным, то не самым верным.
Не секрет, что в изданиях книг русской, да и зарубежной классической литературы, последовавших после 1917 года, в другое время, да и в другой стране зачастую появлялись «пропуски» и «исправления», которых не было в предшествующих собраниях сочинений.
Одна из важнейших целей издательства «Белый город» – донести до покупателя и читателя наших книг подлинный дух искусства живописи, архитектуры, искусства слова, не искаженный «исправлениями» и поправками «на новое время» и «новые условия». Именно поэтому, помимо сверки текстов русской и зарубежной классики по изданиям до 1917 года, мы снабжаем каждый том краткими справками и комментариями о входящих в него произведениях. При этом мы стараемся гармонично сочетать классический опыт русских литературоведов, критиков и биографов с лучшими современными образцами. Так, например, покупатели книг Н.В. Гоголя в серии «
Русская классическая библиотека» найдут в каждом томе комментарии профессора МГУ В.А. Воропаева – крупнейшего исследователя и знатока творчества Гоголя сегодня, однако в каждой книге помещены материалы и из классического наследия - это, например, биографический очерк В.И. Шенрока (1853-1910) о Гоголе, который признан современными гоголеведами одним из лучших из того, что было написано о жизни и творчестве Гоголя на русском языке. Материалы, которые публикуются в каждой книге серии, могут быть с успехом использованы в средней школе на уроках литературы, для подготовки к ЕГЭ, а также будут в чем-то полезны и для учителя, а также для студентов филологических факультетов вузов.
Ряд статей и комментариев, входящих в каждый том серии, публикуется впервые. Это замечательные статьи о жизни и творчества
Л.Н. Толстого,
А.С. Пушкина,
Н.С. Лескова и многих других писателях, которые последний раз публиковались в конце XIX века в знаменитой биографической серии Ф. Павленкова и позже так и не были переизданы. Но и здесь «Белый город» стремится к тому, чтобы не просто переиздавать уже созданное. Каждая такая публикация снабжена необходимыми современными сносками и комментариями.
Особое место в серии занимает издание сочинений
А.П. Чехова, подготовленное к 150-летию со дня рождения великого русского писателя, где мы публикуем очерк о жизни и творчестве писателя, принадлежащий перу А.А. Измайлова – современника Чехова и автора первой в России книги о его творчестве. Таких примеров множество, и не только в серии «Русская классическая библиотека».
В собрании пьес Мольера в двух книгах мы опубликуем статью о жизни и творчестве великого французского драматурга, написанную выдающимся русским историком литературы А.Н. Веселовским, которая, в свою очередь использовалась М.А. Булгаковым для работы над его романом о Мольере.
И, наконец, нельзя не сказать о полиграфическом исполнении книг серии. Учитывая современные реалии рынка, издательству удалось найти компромисс между доступностью книг для самого широкого круга читателей, не теряя при этом качества исполнения, давно ставшего визитной карточкой «Белого города».
Каждое издание серии содержит великолепные иллюстрации на цветных вклейках, а также рисунки в самом тексте. Авторы иллюстраций – лучшие русские художники-графики, такие как П. Боклевский, Е. Смокиш-Судковская и многие другие. Приятно отметить, что немалая лепта в создание визуального образа каждой из книг серии внесена и современными российскими художниками. Высокое качество переплета и бумаги, небольшой и удобный размер тома - все это делает каждое издание серии великолепным подарком, дает возможностью пополнить свою личную, школьную или университетскую библиотеку.
Ващенко Д.Н.