25.03.2006
Лучшая на сегодня, потому что внятная и толковая, отечественная книга по исламскому зодчеству. Сводная, итоговая, универсальная. Текстуальную основу составила монография Татьяны Стародуб-Еникеевой, историка искусств стран исламского мира. Ясно и вкусно систематизированы принципы зодчества и описаны монументальные шедевры Малой и Средней Азии, Испании, Северной Африки, Индии. Визуальный ряд позволяет отнести эту книгу к разряду альбомов. Большая часть объема – именно изображения. Крупный план, аэрофотосъемка, интерьеры, древние миниатюры. Исламское зодчество – это апофеоз плоскости, ставшей объемом. Это живое пространство, полученное из пустоты математическим образом. Это «делание» из пустоты, из воздуха. Простое в основе, возведенное умножением до сложного «на выходе». Смотреть на эти сооружения можно бесконечно. Потому что каждый раз они рождаются на твоих глазах заново. Все вышесказанное касается каждого из разделов альбома. Первый из них - «Святыня». Речь о куполе Скалы в Иерусалиме и, главное, о мекканской Каабе, великой ступице исламского мира, куда сходятся радиусы земного круга мусульманской жизни. Второй раздел – «Мечети». Представлены три основных типа этих сооружений. «Арабская мечеть» – крытый кровлей двор, обнесенный по периметру стеной с акцентом по направлению к Мекке. Самый потрясающий по эпичности проект – большая мечеть аль-Мутаваккиля в Самарре, нынешний Ирак (9 век). На фоне грандиозного спирального зиккурата все изыски нашего конструктивизма – детская игра в кубики. Из доступных «арабских мечетей» – крупнейшая (125 метров на 175) из крытых, Большая мечеть Кордовы в Испании (8-10 век). Теперь «иранская мечеть». Она возникла на основе «чартака» или храма огнепоклонников (наш «чердак» родом отсюда). Это, как правило, четыре массивных айвана или зала без передней стены. Они расположены по периметру четырехугольной галереи, которая образует внутренний двор. Первой среди величайших образцов такого типа является Соборная мечеть в Исфахане, нынешний Иран (9 век). Из доступных - комплексы Бухары и Самарканда (12 век). Третий тип - «турецкая мечеть», которая во многом наследует образцы византийского зодчества. Это купол на барабане, чей объем через систему полукуполов и подпружных арок переходит в объем молитвенного пространства, которое имеет в плане форму четырех-, шести- или восьмиугольника. Что в богословии ислама трактуется как воплощенная идея «божественного» круга, вписанного в «земной» квадрат. Лучшие образцы «турецких мечетей» находятся, само собой, в Стамбуле. Это импозантная Голубая мечеть – и великая Сулеймания Синана (16 век, почувствуйте разницу между ними). Третья, четвертая и пятая главы книги посвящены, соответственно, медресе, мавзолеям и дворцам. В конце дан глоссарий – важнейший раздел для того, кто впервые пытается разобраться в исламском зодчестве. Здесь по алфавиту даны главные понятия, обряды и элементы, так или иначе связанные с исламской архитектурой. В жанре короткой словарной статьи эти понятия растолкованы. И – главное – показаны: тут же, на маленьких фотографиях.
ГЛЕБ ШУЛЬПЯКОВ
http://www.bookberry.ru/reviews/index.php?date=2005-03&num=5
МТДЦ "ВАРШАВСКИЙ"