В вашей корзине нет товаров. |
Внимание! 27.04, 3.05, 8.05 магазин работает до 15-00 28.04 - 1.05, 9.05-10.05 выходные дни. Заказы на сайте принимаются круглосуточно.
Новым российским издательствам, выпускающим альбомы по искусству, выходить на мировой рынок пока рановато
Если в Лувре проходит выставка Веласкеса, французские книжные и музейные магазины немедленно на это реагируют, предлагая своим посетителям самые разные издания. Для специалистов - толстенный каталог, подробно исследующий каждую кляксу, оставленную рукой испанца. Для детей - книжку-раскладушку с увлекательными рассказами о стиле барокко, господствовавшем в те времена, когда жил Веласкес. Для домохозяек - тонкий альбомчик в глянцевой мягкой обложке с маленьким эссе на одну страницу и двумя десятками чуть жухлых репродукций веласкесовских хитов. Для банкиров - дорогущий и бесполезный с точки зрения профессионала фолиант с золотым корешком, репродукциями в формате постеров отменного качества и внушительным текстом какого-нибудь академика-веласкесоведа.
В России с каталогами и монографиями для профессионалов дело обстоит более или менее сносно (крупные музеи - например, Эрмитаж или Русский - обзавелись собственными издательствами, выпускающими дорогие, но неизменно качественные каталоги текущих выставок, правда, небольшими тиражами). С детскими изданиями - плоховато. А с альбомным жанром?
Дети "Авроры"
В советские времена шикарные альбомы о великих мастерах и великих музеях выполняли функцию "потемкинских деревень". Купить их можно было разве что за валюту в "Березке". И, что характерно, на любом языке, кроме русского. Потому-то в 70-80-е годы на альбомы, выпущенные ленинградским издательством "Аврора", смотрели как на музейные экспонаты. Чудом приобретенные бракованные экземпляры "авроровских" изданий ставили на полку рядом с доставшейся от прабабушки фарфоровой статуэткой Мейсенской мануфактуры. Тексты к таким альбомам писали лучшие ученые страны. За качеством переводов на иностранные языки тщательно следили. (Например, английский перевод "авроровского" фолианта "Рембрандт", выпущенного в 1975 году, выполнен нынешним главным телеакадемиком Владимиром Познером.) По уровню полиграфии и дизайна эти альбомы отвечали самым высоким мировым стандартам.
Когда необходимость в советских "потемкинских деревнях" отпала, пришел конец и издательствам-монополистам. "Аврора" влачит теперь жалкое существование. Хорошие художники ушли. Денег на качественную полиграфию нет. Чтобы завлечь покупателя, издательство выпускает странные книги-мутанты (например, "Русскую живопись" с достойным текстом профессора Сергея Даниэля), по дизайну напоминающие модные журналы. Только вместо голливудских красавиц на черном фоне почему-то красуются перовские "Охотники на привале".
Наследники
Новым издательствам, сменившим советских монополистов, выходить на мировой рынок тоже пока рановато. Ни с книгами "для домохозяек", ни с книгами "для банкиров".
Сегодня в каждом крупном книжном магазине Москвы и Петербурга стеллажи уставлены яркими и пестрыми, как жостовские подносы, альбомами: "Кипренский", "Ван Гог", "Микеланджело", "Шишкин", "Левитан", "Васнецов", "Репин". Тонкими и сравнительно дешевыми (250 рублей за штуку). Все эти шедевры альбомной полиграфии печет издательство "Белый город". По два в месяц. Дизайн откровенно позаимствован у флорентийского издательства Giunti Gruppo Editoriale, выпускающего серию "Великие художники мира", оформленную Джованни Брески. На первом развороте "белогородских" изданий красуется фамилия художника-классика гигантских размеров, вляпанная прямо на репродукцию одной из его картин, а вот чтобы найти данные об авторе книги, надо изрядно потрудиться. Несмотря на то, что большинство альбомов о русских художниках писали наши лучшие искусствоведы - Михаил Алленов, Татьяна Карпова, Элеонора Пастон, Владимир Петров, - их имена указаны в столбце "выходные данные" рядом с именами корректоров и верстальщиков. Внутри альбома - хаос из разномасштабных картинок плохого качества, разноцветных таблиц, линеек, плашек и буквиц, уничтожающий даже намек на какую-либо композиционную целостность.
С большими и дорогими альбомами "Белого города" дела обстоят немногим лучше. Самый помпезный проект издательства - выдвинутая на Госпремию 2000 года монография Виталия Манина "Русская пейзажная живопись", напоминающая книги о великих сталинских стройках или походе челюскинцев. Советский монументальный стиль чувствуется не только в оформлении, но и в велеречивом тексте, где высшие достижения пейзажной живописи последних лет связаны с творчеством действительных членов церетелиевской Академии художеств. Внушительный объем, итальянская печать, высокая цена (три с половиной тысячи рублей), приветствие двух вице-президентов Академии художеств - Таира Салахова и Ефрема Зверькова... А внутри тот же "пестрый сор" - случайные картинки разного размера, перемежающиеся рваными столбцами текста.
Получается, что российские "любители прекрасного" пока что могут рассчитывать в основном на западных книгоиздателей
http://www.itogi.ru/paper2001.nsf/Article/Itogi_2001_04_05_183128.html