16.10.2009
Скажите честно, среди ваших знакомых есть истовые балетоманы? Или просто балетоманы? А с друзьями своими вы часто о балете говорите? Что-то мне подсказывает, что не говорите вовсе. Несмотря на то что и в области балета мы «впереди планеты всей», у многих балет ассоциируется с чем-то протокольно-обязательным и, мягко говоря, не сильно интересным. Меж тем по части страстей, интриг и переживаний балетные постановки могут дать фору любому сериалу. Главное — научиться понимать, о чем танцуют их герои.
Книга Светланы Дубковой в этом смысле — незаменимый помощник. Каждая из шести ее глав посвящена этапам развития балета: от танцевальных представлений при дворе Людвика XII до современных балетов Джона Ноймайера и Бориса Эйфмана. Разумеется, достойное место в книге занимают Мариус Петипа, Юрий Григорович, Михаил Фокин, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Лев Бакст, Морис Бежар, Ролан Пети, Майя Плисецкая, Леонид Якобсон, Василий Вайнонен, Джордж Баланчин.
К счастью, автор не страдает свойственной некоторым балетным «сказочникам» избирательной памятью и описывает балетные эпохи с максимально возможной объективностью, не выставляя никаких оценок.
Каждая глава книги открывается историческими заметками о соответствующей эпохе танца. Так, например, из первой главы можно узнать, что «днем рождения балета историки считают 15 октября 1581 года, когда в Париже состоялось грандиозное представление по случаю свадьбы герцога Жуаез и маркизы Маргарет де Вольдемар. Это было самое дорогое и продолжительное действо — оно продолжалось шесть часов. На специально выстроенную сцену въезжали колесницы римлян, средневековые рыцари устраивали поединки и бои с маврами. Зрелище сопровождалось речитативами и пантомимой, а промежутки для переодевания сопровождались танцами. Описывая это событие, авторы впервые употребили слово “балет“, так высоко было оценено творчество танцовщиков. Женщины на сцену не допускались. Кстати, еще долгое время в балетных представлениях участвовали только мужчины».
К слову, в России балет появился только в 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича, об этом тоже можно узнать из книги. Если вы думаете, что в те времена танцовщицы выглядели так же, как сейчас, то глубоко заблуждаетесь — пуанты и пачку, без которых сложно представить сегодня классическую балерину, придумала Мария Тальони — самая знаменитая Сильфида в истории балета. Придумала, чтобы ее Сильфида была еще эфемернее и невесомее. Случилось все это лишь в XIX веке.
Говорим — балет, подразумеваем — «Лебединое озеро», однако так было не всегда. Первая постановка «Лебединого озера» у публики успеха не имела. А одна из примадонн того времени и вовсе утверждала, что «симфоническая музыка не годится для танца». Прототипом Злого Гения — Ротбарта — в «Лебедином озере» послужил баварский король Людвик II, который в сущности ничего плохого не делал, лишь владел мрачным на вид замком Нойшванштейн да разводил с большой любовью лебедей.
Балет «Золотой век» образца 1930 года в постановке Вайнонена, Якобсона и Чеснокова не имеет ничего общего с ним же — образца 1980-х, поставленного Григоровичем, за исключением чудесной музыки Дмитрия Шостаковича. Тот, первый, Век был о футбольной команде, разоблачающей фашистов в некоем капиталистическом городе и освобождающей там же политзаключенных. О чем Век нынешний, а также о прочих любопытных фактах можно узнать из книги Светланы Дубковой.
Основная ценность книги, как мне кажется, собственно в балетных сказках, написанных по мотивам сорока самых известных и любимых зрителями балетов последних трехсот лет. Ведь либретто не всегда дает полное представление об эмоциональной стороне балета, а сказки Дубковой этот пробел полностью восполняют. Однако стоит учитывать, что бывает несколько версий одного и того же балета, сделанных разными хореографами.
Солор и Никия, Альберт и Жизель, Зигфрид и Одетта, Базиль и Китри, Спартак и Красс, Конрад и Медора страдают, интригуют, воюют, любят, ненавидят, переживают, радуются, горюют — одним словом, оживают и становятся близкими, понятными практически каждому читателю (он же — потенциальный зритель). Благодаря этим сказкам каждый из описанных балетов превращается из скучного культурного мероприятия в увлекательное шоу — лирическое, романтическое, драматическое, комическое, историческое и даже эпическое.
«Жар-птица: Балетные сказки и легенды» дает довольно полное, хоть и очень общее, представление об истории балета и составлена так, что будет интересна и детям (прежде всего сказками), и их родителям, желающим немного повысить свой культурный уровень. Книга написана простым, иногда слишком, языком и снабжена большим количеством иллюстраций: тут и фотографии современных балетов, и литографии, и рисунки прошлых лет — все, что делает сказки еще более «живыми».
Правда, в описании некоторых балетов автор использует нетипичные для идущих ныне постановок имена героев. Так, например, привычного всем Алена из балета «Тщетная предосторожность» она почему-то именует Никезом. Есть неточность в описании фото к балету «Пламя Парижа», но это, право, вовсе не портит книгу, ибо заметно только заядлым балетоманам.
Александра Загер
Книжное обозрение № 41-42 (2259-2260)