08.04.2009
Альбом знакомит читателей с росписями одной из древнейших московских обителей на Большой Лубянке – собора Сретенского монастыря, которые являются единственным примером церковного монументального искусства петровского времени в столице. Уникальным фрескам в 2007 году исполнилось 300 лет. Отреставрированные в 2005-м, они словно заново открылись миру: образы святых мучеников, исповедников веры и преподобных окружают пришедших в храм, а евангельские сюжеты, расположенные по стенам собора, делают присутствующих очевидцами далеких событий. «Несмотря на то, что фрески находятся в центре Москвы, - пишет в предисловии наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон, - их не изучали, как, например, фрески Ярославля и Костромы. Хотя по художественному уровню и поразительной насыщенности литургической мыслью они не уступают признанным образцам древней монументальной живописи». Знакомству с росписями в книге предшествует рассказ об истории самого монастырского храма. Построенный в 1679 году по указу царя Федора Алексеевича, он около 30 лет оставался нерасписанным. Его стены и своды были украшены живописью в другую эпоху, в царствование Петра I. До сегодняшнего дня из архитектурного ансамбля Сретенского монастыря сохранился древний собор, являющийся примером особого типа храма, распространенного в монастырском зодчестве во второй половине XVII века.
Елена Краснова
Журнал «Вокруг света» – апрель 2009