В вашей корзине нет товаров. |
Внимание! 27.04, 3.05, 8.05 магазин работает до 15-00 28.04 - 1.05, 9.05-10.05 выходные дни. Заказы на сайте принимаются круглосуточно.
Интервью посвящено событиям, происходившим в рамках проекта издателей и Фонда Сороса "Парижская ярмарка российских издателей", состоявшемся в первых числах декабря 2000. Полагаем, что познакомиться с этими материалами будет интересно как нашим читателям, так и нашим партнерам.
Невиданное в российской глубинке событие "Парижская книжная ярмарка" собрала в начале декабря в Нагайбакском районе нашей области представителей крупнейших и известнейших российских издательств. Герои сегодняшнего интервью - генеральный директор издательства "Белый город" Константин Чеченев
А.Н.: Насколько я понимаю, господа издатели, сейчас издательство - это коммерческое предприятие, которое должно получать прибыль. Получается, вам выгодно издавать и продавать только дорогие книги?
К. Чеченев: "Белому городу" тоже скоро десять лет. Но у нас немножко другая ситуация. Мы шли от книготорговли. Первоначально были зарегистрированы как книготорговая фирма "Паламед". Нас знают все наиболее значимые фирмы, занимающиеся книторговлей. Мы торговали много, успешно продавали тиражи других издательств. Зарабатывали деньги, но с какого-то момента лично мне стало противно слушать, что я на ком-то я зарабатываю деньги, ничего не создавая. Я сказал, хорошо, посмотрим, кто сделает книги лучше. И вот четыре года назад образовался "Белый город". За это время мы сделали около двухсот наименований книг и десятки из них признаны лучшими как в России, так и за рубежом. Первоначально это была детская литература, она приносила нам убытки. Сейчас на протяжении двух лет мы являемся крупнейшим издательством, производящим альбомы по искусству и подарочные издания. У нас нет, как у "Вагриуса", миллионных тиражей, нам такие и не снились. Максимум для нас _ 50-70 тысяч. Но у нас есть книги, которые стоят 2-4 тысячи рублей. Мы ориентируемся на несколько иной рынок потребителей. Хорошо это или плохо - это сложный вопрос. Мы, к примеру, работаем на президентский коллектор, который снабжает высшую сферу власти. Мы работаем с коммерческими структурами - такими, как Газпром, Альфа-банк. Это монстры, они берут наши книги на подарки, разносят эти книги по стране и зарубеж. Но в то же время эти дорогие книги покупает и интеллигенция. Мы к этому и стремились. У большинства художников, например, нет особых денег. Но, продавая свои картины, они на вырученные деньги покупают наши альбомы. Для того, чтобы быть в курсе того, что делается в стране, что делают другие. Мало такой литературы. Мы занимаемся этим профессионально. Кто еще? Издательство "Слово", возможно "Арт-родник", ряд попыток делают старые издательства - "Аврора", "Изобразительное искусство". Но у них больше проблем, чем книг.
А.Н.: А где вы печатаете свои альбомы?
К. Чеченев: В России нет такой возможности, а если она и есть, то оборачивается гораздо большими суммами, чем за границей _ в два _ в три раза дороже. Потому что в России все хотят заработать сразу много. Не существует нормальной нормы прибыли. У нас на Западе очень много партнеров, которые готовы печатать даже в кредит, без предоплаты.
А.Н.: Давайте все-таки вернемся к читателям. Кто читает ваши книги?
К. Чеченев: Нет, наши книжки тоже разные люди покупают. Меня поразила одна женщина, с которой я случайно встретился в "Олимпийском" (это самый крупный в Москве книжный развал). Она спрашивает: "У вас есть что-нибудь по истории?" Ради шутки ей говорят: "А вот по истории". И показывают "Историю государства Российского". Это потрясающая книга в железной обложке стоит безумных денег. Она говорит: "О, именно это надо моему сыну. Принесет в класс - учитель просто одуреет". На самом деле, мы не можем запретить этим людям наши книги покупать. Мы считаем, что все равно любая книга, находящаяся дома, какую-то пользу приносит. Многие, даже бандиты, покупают книги для своих детей…
Хочется, чтобы у эти люди относились к культуре не так, как "водочный король" Брынцалов - он не стыдится говорить, что у него в квартире одна книга, и та висит на стене. А на месте дома, где он сейчас живет, раньше находилась уникальная библиотека. Моя мама работала здесь библиотекарем 40 лет. В войну книги увозили в эвакуацию, чтобы сохранить фонд (а здесь были издания 17-18-го веков). И когда она уже вышла на пенсию, этот особняк купили, все фонды разворовали, а потом и библиотеку снесли. И на этом фундаменте, который уничтожить не смогли, поставили особняк Брынцалова. Мама говорила: "Хорошо, что я не работаю, не знаю, что бы я сделала".
А мы вот боремся с современным искусством. Печатаем книги по русскому искусству, потому что современное искусство с точки зрения всех этих пиаровских акций (сел голым задом на лист бумаги - вот и картина) - просто бред. Вот мы издали великолепный альбом "Русский пейзаж", там представлены работы и ныне здравствующих художников. Это совершенно разные люди, которые входят или не входят в Союз художников, признаны или не признаны. Многие из них вообще друг с другом не общаются. И все они говорят, что этот альбом - то, что им было необходимо.
А.Н.: Я пришла на развал, сдуваю снег с книг, а рядом магазин, почему я туда не иду? Потому что там нет новинок, а рядом с книжными прилавками торгуют игрушками, шампунем и стиральными порошками. Такое ощущение, что книги в книжном магазине - это далеко не главный товар.
К. Чеченев: Я знаю, в Воронеже сейчас московские издательства открывают книжные магазины. Издательство "Терра" стало первым, кто начал этим заниматься.
А.Н.: Так почему же вы такие магазины не открываете?
К. Чеченев: Мы не можем, имея в ассортименте 200 книг, открывать магазин. Нам нужно занимать рынок альбомов. Мы развиваем свою систему продаж, без магазинов. Мы активно торгуем напрямую, минуя все коммерческие посреднические структуры. Наши книги, поверьте, продаются очень хорошо и без магазинов. В "Олимпийском" продается книжек очень много, там на них постоянный спрос. Оптовики приезжают, загружают. Но чем плох оптовик "Олимпийского", он избалован новинками, он не работает по старой литературе, ему это не надо. Он один раз взял, это книжка пошла, он идет, ее еще раз берет. Новинки там каждую неделю сотнями. Оптовик достаточно необразованный человек. Для него главное - соотношение цены с ценой.
А.Н.: А правда, что каждый издатель мечтает о том, чтобы получить заказ на книги для библиотек?
К. Чеченев: Это только первый шаг, когда библиотека покупает один экземпляр для себя. Со временем библиотека станет местом, где книгу можно будет еще и купить.
А.Н.: Да, именно об этом говорила мне библиотекарь в селе Париж.
К. Чеченев: Подобный проект был у издательства "Терра". Главный монстр, который помешал ему осуществиться, - это почта, которая берет за пересылку бешеные деньги. Во всем мире это дотируется - все эти посылки-пересылки. В Германии кто-то имеет огромные деньги от членов книжных клубов. В Испании работают книжные клубы на маленьких ресторанчиков. А в России именно библиотеки нужно сделать место, где можно будет покупать книги.