В вашей корзине нет товаров. |
Внимание! 27.04, 3.05, 8.05 магазин работает до 15-00 28.04 - 1.05, 9.05-10.05 выходные дни. Заказы на сайте принимаются круглосуточно.
Пылинки прежних лет
Была такая старая песенка, на кухнях пели: «Вчера обычный ширпотреб, /А ныне — антиквариат. / Начнем с реликвий прошлых лет / Пылинки бережно сдувать»... В книгах Лилиан Джексон Браун описываются подобные коллекционеры, страстно собирающие, скажем, коробочки из-под чая викторианской эпохи или старинные приспособления для выковыривания камешков из конских копыт. Но отнюдь не всегда антиквариатом становится любой предмет, лишь бы им пользовались наши предки. Конечно, как уже было сказано, практически любое изделие с течением временем становится предметом исследования как материальное свидетельство своей эпохи. «С целью взимания таможенных пошлин и сборов антиквариат был определен как произведения искусства, которым более ста лет». И еще в 1800 году английский акварелист Томас Роуладсон нарисовал карикатуру, изображающую «аукциониста, предлагающего покупателям ночной горшок со словами: "Какую цену вы мне предложите за антиквариат завтрашнего дня?"».
В данном альбоме описываются именно предметы искусства, тонкие и изысканные. Генеральный редактор книги Хуан Маллалью — известный и уважаемый специалист в своей области, сотрудник различных изданий, таких как «Газета по торговле антиквариатом», «Дом и сад», «Знаток», редактор и координатор «Популярного ежегодника по антиквариату», ведущий колонки продажи домов и комнат в «Сельской жизни», составитель каталога акварелей в галерее Кристи. Перечисление остальных авторов книги — почти пятьдесят имен, — их должностей заслуг и регалий занимает три страницы только в самой книге.
Давайте заглянем в оглавление. Что же представляет наибольший интерес для людей, интересующихся антиквариатом? «Мебель», «Ковры и коврики», «Ткани и одежда», «Часы», «Контрольно-измерительные инструменты» (!), «Музыкальные инструменты», «Ювелирные изделия», «Керамика», «Стекло», «Монеты и медали», «Оружие и доспехи», «Игрушки», «Книги, рукописи и карты» — все это является объектами коллекционирования... Большая часть этих предметов создана с применением всяческих драгоценных материалов -красное (и не только) дерево, золото, серебро, парча, эмаль и т.п. Но есть и обычные, вроде керамической фигурки кошки, исполненной в технике обливной керамики в Персии XII века (интересно, наши фигурки кошечек-собачек, пылящиеся на полках и трюмо, через 800 лет будут так же ценны?), «Моряк Родни» - пивная кружка в виде пьяного скрипача, исполненная неизвестным производителем сувениров из Стаффордшира где-то в 1740-е годы, да хоть бы и простая пиала образца примерно 100 года н.э.!
Что же отличает антиквариат истинно художественный от того, что мы воспринимаем таковым исключительно за давностью лет производства? Во введении к альбому говорится, что авторы отбирали для описания «вещи красивые или диковинные». Но внимание человека, желающего показаться культурным, приковано не только к произведениям искусства — и это отнюдь не влияние нашего испорченного времени. Напоследок приведем пример: в 1842 году «готичная мышеловка» авторства знаменитого писателя Хорэса Уолпола была продана с аукциона за немалую сумму агентами королевы Виктории, несмотря на то, что знатоки утверждали: «В ней не было ничего, ради чего истинный ценитель сделал хотя бы шаг в сторону». Готичная такая мышеловка.
Дмитрий Малков
Книжное обозрение №13 (2179) – с.24