11.12.2007
Какой охотник не мечтал стать обладателем знаменитого четырехтомника Николая Кутепова, посвященного великокняжеской, царской и императорской охоте на Руси! Зная о том, что цены на оригиналы запредельные, некоторые издательства пошли на публикацию факсимильных изданий, стоимость которых, впрочем, мало уступала оригиналам. Не так уж велика история попыток сделать грандиозный труд Николая Ивановича и целой плеяды российских художников «Серебряного века» доступным большинству желающих познакомиться с ним поближе. Но моя задача не в том, чтобы ее анализировать. Я хочу представить читателям журнала одну из последних версий, увидевших свет в 2007 году благодаря инициативе издательства «Белый город». Под одной красочной обложкой и наименованием «
Русская охота» на 456 страницах полностью приведены тексты всех четырех томов Николая Кутепова. Наверное, нет нужды рассказывать читателям «Сафари» о том, насколько увлекательно просто чтение (даже если бы текст не сопровождался иллюстрациями) самого исторического обзора великокняжеских и царских охот на Руси с X по XIX век, написанное по всем правилам академического исследования и в то же время тем образным, ясным и неспешным языком, который характерен для образованных людей позапрошлого века и, увы, полностью утрачен в минувшем. Однако без богатого визуального ряда издание потеряло бы половину своей привлекательности, и потому скажу несколько слов об иллюстрациях. Вообще я считал себя неплохим знатоком старой охотничьей живописи и графики, однако увиденные в книге репродукции заставили серьезно уценить свои амбиции. В
томе более 500 цветных репродукций (то есть одна-две на каждой странице!) как российских анималистов, так и иностранных. Их куда больше, чем в издании XIX века. Живописные работы Репина, Сурикова, Серова, Лебедева, Васнецова и некоторых других художников, украшавших страницы кутеповского четырехтомника, тоже вошли в издание. Однако по каким-то причинам (судя по всему, из стилистических соображений)издатели отказались от включения в «Русскую охоту»знаменитой графики Николая Самокиша, ставшей изобразительным лицом оригинального издания. Так или иначе, вспоминая свои детские годы, когда я мог часами рассматривать иллюстрации в большом антикварном томе «Охотничьего вестника», не побоюсь заявить с уверенностью, что именно такие книги, как «Русская охота», закладывают в душу с малых лет по-настоящему глубинную любовь к родной природе и охоте. Рубрика «Литература и видео» Анатолия Можарова, стр.110