В вашей корзине нет товаров. |
Внимание! 27.04, 3.05, 8.05 магазин работает до 15-00 28.04 - 1.05, 9.05-10.05 выходные дни. Заказы на сайте принимаются круглосуточно.
Мария Мельникова
Злые языки ехидно замечали, что переворачивать листы в этой книге будет так же утомительно, как застилать кровать. И злые языки были, в общем-то, совершенно правы. Но Джеймса Одюбона это не смущало. Больше всего на свете он любил изучать и рисовать птиц. Многочисленные попытки как-то совместить пламенную страсть с нормальной, по меркам XIX века, человеческой жизнью кончались плачевно. Свинцовые рудники, куда отец назначил его управляющим, пришли в упадок, магазины, где непутевого сына пытались приобщить к торговле, разорились – ну нельзя одновременно заниматься серьезным делом и бродить по лесам и долам в поисках редких видов пернатых. Затея наладить собственный бизнес кончилась для Одюбона долговой тюрьмой. Он преподавал французский язык, живопись, танцы, рисовал портреты и дорожные знаки, красил речные суда – и не переставал рисовать птиц. И вот рисунков накопилось столько, что можно было издавать альбом. И вот, наконец, нашелся типограф, который не посчитал изготовление печатных форм для таких рисунков технически невозможным. Естественно, альбом был грандиозен. Замечательный орнитолог Одюбон не только, в отличие от большинства своих современников, изображал птиц с натуры, а не глядя на музейные чучела, - он рисовал их в натуральную величину. А поскольку американская фауна – а именно птицам Америки был посвящен чудо-альбом – по праву гордится в числе прочих такими замечательными представителями, как белоголовый орлан, красный фламинго, американский белый пеликан и калифорнийский кондор, страницы действительно получались размером с одеяло. И оно того стоило. Еще при жизни автора этот феноменальный альбом раскрашенных вручную огромных гравюр поражал далеко не только габаритами – удивительными были и научная точность, и тщательность изображения, и просто красота запечатленных в нем пернатых. Сегодня «Птицы Америки» стоят, по оценкам экспертов, от 20 до 40 миллионов долларов. Это уникальный образец книжного искусства XIX века и самая дорогая тиражная книга за всю историю книгопечатания.
Теперь насладиться птицами Одюбона могут не только ученые и библиофилы-миллиардеры. В результате совместной работы издательства «Белый город» и Государственного Дарвиновского музея – счастливого обладателя экземпляра «Птиц Америки» - появилась книга, которую можно назвать современным изданием знаменитого альбома. Это, конечно же, не репринт – книга спокойно умещается в руках у читателя, и хотя иллюстрации расположены не в систематическом порядке, а так, как их полтора столетия назад расположил их Джеймс Одюбон, комментарии к ним – современные, написанные сотрудником Зоологического музея Москвы, кандидатом биологических наук Евгением Кобликом. Так в альбоме замечательно переплетаются прошлое и настоящее орнитологии. Современная наука позволяет отметить здесь и птиц, никогда не залетавших в Америку и попавших в книгу явно по ошибке, и трогательные нелепости, случающиеся в любой науке на любом этапе ее развития. Вот, например, стоят рядышком на усыпанном ракушками берегу крачка Форстрера и крачка Трюдо. Только на этой гравюре они и могут так мирно постоять и поглядеть на воды залива – в реальном мире первая гнездится только во внутренних районах Америки и Канады, а вторая – по берегам Аргентины, Чили и Южной Бразилии. Можно и проследить судьбу когда-то восхищавших Джеймса Одюбона птиц. Каролинских попугая и странствующих голубей, наводнявших в XIX веке американские леса, больше там не увидишь – человек истребил их. А вот американский белый журавль, уже во времена Одюбона считавшийся редкой птицей, с лица земли не исчез – стараниями ученых. Пути жизни неисповедимы.
Книжное обозрение. - № 39, 2007.