Боголюбов


автор

Голицына Ирина



год издания  -  2008
место печати  -  Италия
тираж  -  3000
формат  -  230х310
страниц  -  48
иллюстраций  -  95
обложка  -  твердый переплет
ISBN  -  978-5-7793-1515-9
 


Создатель живописной истории русского флота, Алексей Петрович Боголюбов жил и творил во второй половине XIX века. Почти четверть века он прожил в Париже, но его творчество и общественная деятельность неразрывно связаны с судьбой русского искусства.

Творчество Боголюбова связано с историей русского флота. Он и сам был горд тем, что, изображая корабли, не делал ошибок. С его именем связано открытие первого в России общедоступного музея имени А.Н. Радищева, его родного деда. По завещанию художника деньги и большое творческое наследие достались музею. Болезнь заставила Боголюбова покинуть Россию, но и за границей он старался быть полезным – русской культуре, своим друзьям. Через созданный им в Париже кружок осуществлялась помощь художникам: они получали приют и возможность для работы. В этом очерке перед нами предстает образ удивительного труженика и благородного человека, чьи устремления всегда были связаны с русским искусством.

Возможно, пытливый человек попытается понять, что сближает двух художников-маринистов – Айвазовского и Боголюбова. Оба они были преданы своему делу, оба во всю мощь отпущенного им таланта старались быть полезными и морскому делу, и русскому искусству в целом. Картины, представленные в альбоме, собраны из разных коллекций и дают полное представление о творческих устремлениях художника, своеобразии его дарования.
Подбор иллюстраций в серии «Мастера живописи» осуществлен таким образом, что читатель монографии может получить полное представление о творческих и духовных исканиях художника. В книге представлены полотна, находящиеся в частных коллекциях и галереях разных городов нашей страны.

  • Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева
  • Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ
  • Волгоградский областной музей изобразительных искусств
  • Вольский краеведческий музей
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Государственный Литературный музей, Москва
  • Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана, Бишкек
  • Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси
  • Государственный Русский музей
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Государственный художественно-архитектурный музей, Ораниенбаум
  • Донецкий областной художественный музей
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Калужский областной художественный музей
  • Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
  • Львовская картинная галерея
  • Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск
  • Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
  • Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
  • Нижегородский государственный художественный музей
  • Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
  • Одесский художественный музей
  • Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
  • Отдел личных коллекций, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
  • Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
  • Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  • Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
  • Ставропольский краевой музей изобразительного искусства
  • Тверская областная картинная галерея
  • Тульский музей изобразительных искусств
  • Тюменский музей изобразительных искусств
  • Ульяновский областной художественный музей
  • Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
  • Частные собрания
  • Челябинская областная картинная галерея
  • Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

    Жизненный и творческий путь художника дает пример честного служения делу, служению своей стране. Боголюбов жил далеко от России, но все его устремления были связаны с тем, чтобы принести ей пользу. Создатель живописной истории русского флота, Алексей Петрович Боголюбов жил и творил во второй половине XIX века. Почти четверть века он прожил в Париже, но его творчество и общественная деятельность неразрывно связаны с судьбой русского искусства.

    Наша книга предназначена для широкого круга читателей – всем, кто интересуется русской живописью и морским пейзажем, в частности.


  • Аннотация

    Михаил Васильевич Нестеров – художник, чей авторский стиль обладает бесценными качествами: узнаваемостью и неповторимостью. Уникальный живописец прожил в искусстве две полнокровные, яркие жизни, рубежом между которыми стала Октябрьская революция. Полотна, относящиеся к духовно-романтическому периоду его творчества, пронизаны светом, отличаются тонкостью и глубиной, демонстрируют способность художника увидеть религиозный сюжет сквозь призму волшебной сказки. Неспроста в это время Михаил Васильевич занимался церковной росписью вместе с В. Васнецовым.

    Когда религия, объявленная «опиумом для народа», оказалась под запретом, Нестеров нашел себя в качестве мастера психологического портрета. Его героями становились личности, вызывавшие уважение и симпатию художника: люди науки и искусства, родные, друзья. Мастер виртуозно использовал интерьер и пейзаж в портрете для наиболее полного раскрытия образа персонажа, шутливо замечая: «Я не портретист и не пейзажист. Я – Нестеров». Его работы выходили за рамки и жанров, и стилей, объединяя новые изобразительные средства с добротной основой традиции.

    Художник познавал азы мастерства в легендарном Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в ту пору оплоте передвижнических идей. Но в самом начале творческой деятельности стал причиной скандала в передвижнической среде, представив на выставке ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок) полотна, отходящие от канонов реализма. И тем не менее принесшие молодому живописцу покровительство авторитетнейшего коллекционера и мецената Третьякова, чье мнение для передвижников было неоспоримым. Не принял Нестеров и правила игры объединения «Мир искусства», членом которого некоторое время являлся. Таланту оказалось тесно в рамках устава любого художественного сообщества.

    Данное издание знакомит читателя с лучшими работами живописца, рассказывает о тех событиях и предпосылках, что влияли на его авторскую манеру, повествует о насыщенной, интересной и долгой жизни знаменитого художника.


     
    об авторе.

    Голицына Ирина окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Много лет работала в журнале «Пионер», где прошла путь от учетчика писем до заведующей отделом подростков и члена редколлегии журнала. В «Пионере» были опубликованы первые сказка «Сказка про веселого человека», поэма «Встреча с дедом», повесть «Золотой ручей».
    Автор романов, повестей, рассказов, детективов, пьес, сказок, стихотворений. Печаталась в издательствах «Детская литература», «Молодая гвардия», «АСТ», «Белый город», «Олимп», «Вагриус», «Астрель», «Дрофа» и других. За повесть «Мой сумасшедший папа» была лауреатом журнала «Парус» в 1991 году. Харьковский детский театр поставил по этой повести спектакль, который шел несколько лет. За работу с подрастающим поколением была награждена в 1990 году серебряной медалью ВДНХ. По сценариям поставлено несколько радиоспектаклей. Первая книга вышла в Германии, в Берлине, в издательстве «Киндербахферлаг». Для Евгения Яковлевича Весника два года я сочиняла веселые диалоги, которые он озвучивал в эфире «Радио России». Произведения переведены на чешский, французский, немецкий, японский языки. Член Союза писателей России. Член Союза журналистов России.

     


    Список иллюстраций

  • 12-пушечный пароходофрегат «Камчатка»
  • Аблязово. Радищевская усадьба. Овраг
  • Аллея в парке. Лихтенштейн
  • Аллея. Фреденсборг
  • Армянский караван-сарай
  • Атака турецкого парохода миноносной лодкой «Шутка» 16 июня 1877 года
  • Афонское сражение Копия художника Т.Б. Трейстера
  • Баку. Улица в полдень
  • Берег Вико. Италия
  • Бой 44-пушечного фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда. 9 ноября 1853 года
  • Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Черном море. 11 июля 1877 года
  • Бой у острова Эзель. 24 мая 1719 года
  • Большой канал в Венеции
  • Бретань. Скалы
  • Венеция
  • Венеция
  • Венеция ночью
  • Вёль. Франция. Нормандия
  • Взрыв турецкого броненосца «Люфти-Джелиль» на Дунае 29 апреля 1877 года
  • Вид Венеции. Дворец дожей
  • Вид Москвы с Бабьего городка
  • Вид на Казань
  • Вид на Смольный монастырь с Большой Охты
  • Вид Нормандии
  • Вид Сорренто
  • Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве
  • Гавр
  • Гибель фрегата «Александр Невский» (Дневной вариант). 1868 год
  • Голицынская больница в Москве
  • Город на реке. Амстердам
  • Действия парохода «Колхида». 1853 год
  • Дьепп. Закат солнца
  • Замок Святого Ангела в Риме
  • Заутреня в Кремле
  • Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года
  • Зима в Борисоглебске
  • Зима в Париже
  • Извержение Везувия
  • Иллюминация Кремля
  • Ипатьевский монастырь близ Костромы
  • Казань
  • Катание на Неве
  • Киссинген. Водопад
  • Клипер «Разбойник» в Гавре
  • Константинополь
  • Крейсер
  • Крестный ход в Ярославле
  • Лес в Вёле. Нормандия
  • Ливадийский дворец
  • Лунная ночь на море
  • Лунная ночь на Неве близ Биржи
  • Мастерская художника
  • Маяк. Верфь в Гонфлере
  • Мельница в Саардаме (Голландия)
  • Ментонский берег
  • Морской берег
  • Морской берег
  • Морской бой. Пленение фрегатом «Владимиром» турецкого парохода «Перваз Бахри»
  • Морской канал в Петербурге
  • Морской пейзаж
  • Москва
  • На берегу моря
  • Неаполитанский залив
  • Нижегородская ярмарка (Колокольный ряд)
  • Нижний Новгород
  • Нижний Новгород. Нижний базар
  • Окрестности Константинополя
  • Острова Сен-Маркуф около Северной Нормандии
  • Отправление декабристов в ссылку в Финляндию
  • Палермо
  • Пароход «Невка»
  • Пассажирский пароход «Император Николай» у Черноморского побережья
  • Пейзаж
  • Пейзаж
  • Пейзаж с парусником
  • Пиза. Вид на баптистерий и собор
  • Порт Гавр
  • Порт. Венеция
  • Портрет А.А. Радищева (сына А.Н. Радищева)
  • После бури
  • Прачки в Нанте
  • Прибой в бурю
  • Прибой в Ментоне
  • Радищевская усадьба Боголюбовых (Усадьба Аблязово)
  • Рыбаки перед Трепором
  • Сельский вид
  • Синопский бой. 18 ноября 1853 года
  • Смотр Балтийского флота. 1848 год
  • Спуск корабля на воду
  • Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года (Второй момент)
  • Трепор. Отлив (Берег моря)
  • Фрегат «Паллада»
  • Храм Василия Блаженного
  • Яхты «Держава» и «Забава» (при открытии Морского канала)

  • Федор Бронников. Портрет А.П. Боголюбова

  •